Пульпит. Лечение. Причины и последствия.

Пульпит - это воспаление внутренней ткани зуба, называемой пульпой. Она содержит сосуды и нервы, обеспечивает питание тканей зубов. Поэтому пульпит может привести к потере жизнеспособности зуба, а в худшем варианте к переключению воспалительного процесса на окружающие ткани.

Как правило, болезнь сопровождается сильной болью и пропустить развитие этого заболевания крайне трудно. Развивается патология чаще всего на фоне кариозного процесса самого зуба или от соседних инфицированных зубов или в результате неверного лечения.

Пульпит. Лечение. Причины и последствия.

Как протекает заболевание.

Пульпит развивается при кариозном разрушении целостности зуба, когда пища и микроорганизмы проникают в полость зуба (пульпу).

Еще один путь развития болезни — это инфицирование от соседних пораженных зубов через кровеносные сосуды, что происходит гораздо реже и носит название ретроградный пульпит. Различают и другие, редко встречающиеся, пульпиты:

• Травматический, развивается в результате трещины, слома, скола зуба.
  • Конкрементозный возникает при избыточном отложении минеральных образований, которые начинают замещать внутренние ткани зуба.
  • Ятрогенный. Воспаление, развивается из-за неверно проведенного лечения, применения некачественных материалов, нечаянного вскрытия пульпы.

Независимо от варианта проникновения инфекции, воспаление требует незамедлительного лечения.

Среди факторов, увеличивающих вероятность развития пульпита выделяют: недостаточную гигиену, остеопороз и сахарный диабет.

Существует три стадии пульпита: острый, хронический и обостренный хронический пульпит.

Лечение пульпита.

Пульпит требует неоднократного посещения стоматолога. Лечение начальной стадии поражения резцов и клыков занимает 1 - 2 приема, более сложные случаи 3 — 4 похода к врачу. При серозном пульпите возможно полное выздоровление с сохранением жизнеспособности тканей. Первый этап терапии — это вскрытие пульповой камеры, удаление кариозных участков. Дальнейшие этапы зависят от степени поражения тканей.

Во время первого приема вскрывается кариозная полость, чтобы врач имел доступ к пульпе. Туда помещают девитализирующую пасту. Она безопасна по сравнению с мышьяковистыми соединениями и не токсична. Ходить с девитализирующей пастой, которая фиксируется временной пломбой, можно одну неделю. Обычно в течение 7 дней она полностью лишает ткани пульпы жизнеспособности. По прошествии указанного срока стоматолог извлекает пасту, дольше оставлять ее в полости зуба нельзя, противном случае она отравит прилегающие ткани, и зуб в скором времени раскрошится.

На следующем приеме врач удаляет пульпу. Крупные, искривленные каналы тщательно прочищаются специальными инструментами. Эту процедуру называют удаление нерва. Далее пустые каналы дезинфицируют и заполняют пломбировочным материалом.

Канал обрабатывают, обеззараживают, сушат. После врач заполняет его специальным материалом.

Врач может принять решение и запломбировать корневые каналы и во время первого посещения.
Когда каналы заполнены можно устанавливать постоянную пломбу и реставрировать зуб.

Что будет если не лечить пульпит?

Многие люди откладывают поход к стоматологу до последнего. Не забывайте, пока вы бездействуете, болезнь прогрессирует. Отказ от лечения пульпита может вызвать серьезные осложнения:

• Флюс - периостит, патологический воспалительный процесс, развивающийся со стороны надкостницы.
  • Периодонтит - воспаление ткани вокруг корня зуба с возможным формированием гнойных карманов и разрушением околоверхушечной костной ткани.
  • Гангрена пульпы (некроз) - это гибель клеток внутренней ткани зуба.
  • Сепсис - заражение крови, развивающееся при попадании микроорганизмов в общий кровоток (возникает, как правило, при сниженном иммунитете).

Чтобы избежать таких грозных осложнений посещать стоматолога необходимо один раз в полгода. Пациенты, находящиеся в группе риска, должны проходить осмотры чаще (один раз в три месяца). К группе риска относятся больные сахарным диабетом, онкологией и другими заболеваниями, снижающими иммунитет. Если Вы обнаружили симптомы кариеса отправляйтесь к врачу незамедлительно.

Что можно сделать при боли, до посещения врача?

Симптоматическая терапия не заменит похода к стоматологу. Самостоятельно вылечить пульпит невозможно. Однако при нестерпимой болезненности, лишь для снятия болевого синдрома, до посещения врача рекомендуют принять препарат, содержащий нестероидное противовоспалительное средство (ибупрофен, нурофен, кетонал и пр.).

Может ли сохраняться боль после лечения?

Некоторые пациенты отмечают неприятные ощущения после пломбирования.

Легкая боль является практически нормой после лечения пульпита. Это обусловлено тем, что было проведено серьезное вмешательство, особенно если ранее протекали воспалительные, патологические процессы.

Временные боли могут беспокоить первые пару дней, они возникают при жевании и проходят самостоятельно.

Боль резкая, усиливающаяся, возникающая на протяжении недели, может свидетельствовать о продолжении воспалительного процесса. О том же говорит отечность десны. В этом случае необходимо посетить своего лечащего врача-стоматолога.