Кариес. Лечение. Причины и последствия.

Кариес — самое распространённое заболевание человека. По данным разных авторов от 80 до 90 % детей с молочным прикусом, около 80 % подростков на момент окончания школы имеют кариозные полости, а 95-98 % взрослых имеют запломбированные зубы.

Кариес зубов — полиэтиологичное заболевание. Понижение кариесрезистентности связано с уменьшением содержания кальция в поверхностном слое эмали, точнее со снижением отношения «кальций/фосфор» и с иммунными нарушениями. Иммунные нарушения связаны с понижением содержания секреторного иммуноглобулина A в слюне, который в норме, препятствуя прикреплению микробов к поверхности эмали, предотвращает образование мягкого зубного налёта.

Кариес. Лечение. Причины и последствия.

Развитию кариеса способствует недостаточное поступление в организм белков, витаминов, минеральных солей, фтора и различных микроэлементов. Употребление сахара и других быстроразрушающихся под воздействием микробов углеводов тоже помогает бактериям разрушать зубы. Из-за несоблюдения гигиены полости рта на эмали зубов образуется мягкий налет. Он прочно связывается с поверхностью зуба в местах, удобных для скопления зубного налета (бороздки и ямки жевательной поверхности, межзубные промежутки, пришеечные области зубов). В налете скапливаются различные бактерии. Переваривая углеводы, бактерии выделяют органические кислоты, которые, в свою очередь, приводят к возникновению кислой среды во рту. Все это способствует растворению минеральных веществ в составе эмали (деминерализация).

Существует множество теорий развития кариеса зубов, тем не менее к общепринятым причинам относятся:

• несоблюдение гигиены полости рта;
  • скопление зубного налета;
  • плохое качество воды (недостаток фтора);
  • злоупотребление сладкой, кислой, соленой пищи, а также продуктов с большим количеством красителей и консервантов;
  • нарушение обмена веществ в организме;
  • экология;
  • наследственность.

По глубине процесса кариес бывает неосложнённый (простой) кариес и осложнённый (пульпиты, периодонтиты).

Кариес проходит несколько стадий:

• Кариес стадии пятна (кариозное пятно) (при этом признаков разрушения поверхности эмали не наблюдается, эмаль остается гладкой. На этом этапе патологический процесс обратим без оперативного вмешательства —деминерализованный участок насыщают кальцием, фосфором, фтором и таким образом восстанавливают).
  • Поверхностный кариес (появляется углубление, которое уже можно считать кариозным дефектом. В нем начинают застревать остатки пищи, что еще более усугубляет процесс. Это уже поверхностный кариес. На этой стадии появляются неприятные ощущения во время приема горячей или холодной, кислой или сладкой пищи).
  • Средний кариес (очаг поражения значительно расширяется и затрагивает уже эмалево-дентинную границу. Здесь много нервных окончаний, появляется боль и многие обращаются к стоматологу).
  • Глубокий кариес (боли становятся частыми и более интенсивными. Начинаются первые воспалительные изменения в пульпе — внутренней среде зуба, что может быть причиной пульпита — одного из осложнений кариеса).

Выбор метода лечения кариозного поражения зубов зависит от глубины поражения:

• Кариес в стадии пятна лечится с помощью реминерализации — насыщения эмали фтором и кальцием;
  • Поверхностный кариес. Если кариозный процесс распространяется на эмаль, заболевание лечится традиционным пломбированием.
  • Средняя форма также лечится с помощью пломбирования.
  • Глубокий кариозный процесс, который распространяется на все слои дентина, лечится пломбированием и наложением лечебной прокладки. В случае возникновения болезненных ощущений после установки прокладки, проводится депульпирование зуба.

В ходе осмотра опытные стоматологи клиник определят степень поражения зуба и предложат максимально эффективную методику его лечения.

Меры профилактики:

• Профилактический осмотр у стоматолога не менее 1 раза в полгода.
  • Снижение потребления углеводов.
  • Использование профилактических зубных паст.
  • Соблюдение правильной технологии чистки зубов.
  • Регулярный уход за полостью рта.
  • Устранение зубочелюстных деформаций (скученность зубов).
  • Правильное питание.
  • После еды, при возможности, почистить зубы, использовать ополаскиватели для рта.

Не забывайте, что даже идеально поставленная пломба требует ухода.